Вопросы адаптации

 

 

Вопросы адаптации

         Ребенок идет в детский сад.

Недостаточно внuмательное отношение к возрасту первого детства отражается губи­тельно на всей жизни человека …  Детский сад - особое место в жизни большинства из нас.

«Сад» - место «сеяния», взра­щивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды. А в детском саду происходят на­стоящие метаморфозы - из не­смышленого маленького чело­вечка, порой произносящего слова, понятные лишь ему одно­му, появляется личность с воз­можностью рассуждать о жизни, отстаивать собственные интере­сы, да еще и учить уму-разуму взрослых. Конечно, жаль, когда взрос­лые рассматривают детский сад как своего рода «камеру хране­ния» для детей (чаще всего это те взрослые, которые заняты собственной жизнью, карьерой, личными амбициями), или как агрессивную, недобрую среду, где обижают любимое чадо (так думают тревожные родители).

Но так или иначе родители при водят ребенка в детский сад.

Что же дает посещение дет­ского сада ребенку? Прежде всего - возможность

общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями помо­жет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учите­лями. Ребенок узнает, что, поми­мо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению ко­торых нужно прислушиваться. В детском саду дети более чет­ко усваивают, что есть опреде­ленные правила «человеческо­го общежития» и учатся соблю­дать их. В детском саду ребенок полу­чает возможности для интеллек­туального и физического развu­тия, С ним про водятся специ­альные занятия - лепка, рисова­ние, пение, аппликация, Конструирование, развитие речи, плава­ние, физкультура, английский язык, ознакомление с социаль­ной действительностью, основы математических представлений и Т.П., которые действительно способствуют развитию ребен­ка. К тому же на этих занятиях ребенку часто бывает по-насто­ящему интересно. Одним из несомненных плю­сов посещения детского сада является приобретение самосто­ятельности.

Приучение к еже­дневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведе­нию порядка после игры - по­сильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые привива­ются буквально через четыре ме­сяца пребывания в детском саду. А вот с медицинской точки зрения детский сад просто неза­меним для формирования имму­нитета ребенка. Дело в том, что в коллективе детский организм сталкивается с огромным коли­чеством чужеродных бактерий, которые не встречаются ему дома, тем самым активно развивая иммунитет. Иммунная система не испытывает возрастных кризисов и относительно стабильна в воз­расте 2-4 лет, и с точки зрения иммунологов именно это время наиболее благоприятно для нача­ла посещения детского сада. Если такой активной тренировки им­мунной системы не произойдет до школы и ребенок будет тща­тельно оберегаться от инфекций в домашних условиях, то в на­чальной школе придется прохо­дить тот же путь, осложненный, однако, необходимостью «дого­нять» пропущенные уроки. А возможно ли дома обеспе­чить ребенку все условия для его гармоничного развития? Возмож­но, однако, при домашнем воспи­тании «пострадает» в первую оче­редь социальный аспект развития. Ребенок без непосредственной поддержки родителей не научит­ся общаться со сверстниками и взрослыми, отстаивать свои инте­ресы. В разнообразных спорах, конфликтах, совместных играх и трудовой деятельности (например, дежурстве во время обеда) в дет­ском саду он приобретает умение договариваться, учитывать чужое мнение, осознавать и отстаивать свою точку зрения. Неподвласт­ные взрослому влиянию законы существования в детском коллек­тиве подскажут ребенку его место в обществе и научат бороться за более высокий статус.

Да и впос­ледствии привыкание к школе у детсадовских ребятишек прохо­дит быстрее, они успешнее регу­лируют свое поведение, у них больше развит самоконтроль и навык планирования деятельно­сти, они без труда учитывают тре­бования взрослых. Родителям важно знать, что при поступлении в детский

сад все дети проходят через адаптацион­ный период. Условия жизни ре­бенка меняются, когда он посту­пает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка.

           Адапта­ция (от лат. «приспособляю») ­сложный процесс приспособле­ния организма к новым услови­ям, который происходит на раз­ных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длитель­ный и связан со значительным напряжением всех физиологичес­ких систем организма. Адаптив­ные возможности ребенка до­школьного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрес­совом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизи­ческого развития. У некоторых малышей в пе­риод адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратков­ременный и быстрый), аппетит (в детском саду много новых блюд),

пропадают ранее при об­ретенные навыки (например, ребенок становится нечистоп­лотным), наблюдается времен­ная потеря речи, тяжелые психи­ческие переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей.

                Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

 - 1-16 дней - легкая;

 - 6-32 - адаптация средней тяжести;

 - от 32 до 64 дней - тяжелая.

        Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает   обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. У ребенка пре­обладает радостное или устойчи­во-спокойное эмоциональное  состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающи­ми предметами, быстро привыка­ет к новым условиям (незнако­мый взрослый, новое помещение, общение с группой       сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и вы­полнять указания взрослого. Забо­леваемость не более одного раза, без осложнений.

         Средняя адаптация. В этот пе­риод сон и аппетит восстанавли­ваются через 20-40 дней, в тече­ние целого месяца настроение может быть неустойчивым.   Эмоциональное состояние его неста­бильно в течение месяца, наблю­дается плаксивость в течение  всего дня. Отношение к близ­ким - эмоционально-возбуж­денное (плач, крик при расстава­нии и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересован­ным. Речевая активность замед­ляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляют­ся признаки невротических ре­акций: избирательность в отно­шении со взрослыми

и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетатив­ной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пы­лающие щеки, шелушение кожи (диатез) - в течение двух недель. Однако при эмоциональной под­держке взрослого ребенок прояв­ляет познавательную и поведен­ческую активность, легче привы­кая к новой ситуации.

        Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, про­сыпается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды,  невроти­ческая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направле­ны на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест), либо отсутствует активность при выраженных отрицательных ре­акциях

(тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отно­шение к детям: избегает, сторо­нится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в дея­тельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболева­ния - более трех раз, длительно­стыо более десяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длитель­ным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться рост и при­бавка в весе.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  • возраст ребенка;

  • состояние здоровья;

  • уровень развития;

  • умение общаться со взрослы­ми и сверстниками;

  • сформированность предмет­ной и игровой деятельности:

  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

      Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

  • отсутвие в семье режима, совпадающего с режимом детско­го сада;

  • наличие у ребенка своеобраз­ных привычек;

  • неумение занять себя игруш­кой;

  • несформированность элемен­тарных культурно-гигиеничес­ких навыков;

  • отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрос­лыми.

 

        Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс от по­ступления в детский сад и успеш­но   адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возра­ста эмоциональны, впечатлительны.    Им свойственно быстро зара­жаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых    и сверстников, подра­жать их  действиям. Эти особенно­сти и должны использоваться вами при   подготовке ребенка к детскому саду. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дет­ском саду    ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

      Как родители могут помочь своему ребенку в период адапта­ции к ДОУ?

  • Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребе­нок  там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувство­вать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ре­бенок видит, что ожидаемое со­бытие происходит, как и было обещано, он чувствует себя уве­реннее.

  • По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед не­знакомыми людьми: обращать его внимание на действия и по­ведение посторонних людей, вы­сказывать положительное отно­шение к ним.

  • Помогать ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру. 

  • Развивать подражательность в действиях ребенка, например полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики и т.д.). 

  • Учить обращаться к друго­му человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.

  • Избегать обсуждения при ребенке ВОЛНУЮЩИХ вас про­блем, связанных с детским са­дом. Не допускать высказыва­ний сожаления о том, что при­ходится отдавать  ребенка в дошкольное учреждение. (Неко­торые родители, видя, что ребе­нок недостаточно самостояте­лен в группе,  например, не при­учен к горшку, пугаются и пере­стают  ВОДИТЬ его в детский сад.) Это происходит от того, что взрослые не готовы «ото­рвать ребенка от себя. 

  • Приучать к самообслужива­нию, поощрять попытки самосто­ятельных действий. К моменту поступления в дет­ский сад ребенок должен уметь:

         - самостоятельно садиться на стул;

         - самостоятельно пить из чашки;

         - пользоваться ложкой;

         - активно участвовать в одевании, умывании.

  • Разработать вместе с ребен­ком несложную систему про­щальных знаков внимания (ему будет проще отпустить вас). 

  • Подчеркивать, что ваш ребе­нок, как и прежде, вам дорог и любим. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша.

        Наглядным nрuмером должны выступать прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, в котором сооб­щается  требование, должен быть  скорее дружественно-разъясни­тельным, чем повелительным. Если ребенок не желает вы­полнять ваши просьбы, вызывает своим поведением отрицатель­ные переживания, сообщите ему о своих чувствах, а не о нем, не о его поведении:  «Мне не нра­вится, когда дети хнычут ... ; я огорчен ... ; мне трудно ... » и т.д.). Конечно, нужно соразмерять собственные ожидания с инди­видуальными возможностями ребенка. Важно также постоян­но упражнять его в осваиваемых действиях,  поощрять, давать по­ложительную оценку хотя бы за попытку выполнения.  Планировать свое время так, чтобы первые 2-4 недели посе­щения ребенком детского сада у вас была возможность не остав­лять ребенка на целый день. А первые  дни необходимо нахо­диться рядом с телефоном и не­далеко от территории детского сада. В день, когда вы впервые привели малыша, не следует за­тягивать расставание с ним, осо­бенно если он плачет, так как ре­бенок видит, что мама расстроена, И начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться И, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обыч­но ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обста­новке в течение всего дня, по­этому в первую неделю (а то и месяц) необходимо забирать ребенка из садика раньше, по­степенно увеличивая его пре­бывание в саду.

В этот период важно предуп­реждать возможность утомле­ния или перевозбуждения, необхо­димо поддерживать уравновешен­ное поведение детей. Ведь ребе­нок устает от новых для него ощущений, условий и требований, большого коллектива детей и не­знакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Жела­тельно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны ти­хие, спокойные.   Взрослым необходимо по­мнить, что уверенность и спо­койствие ребенка определяется систематичностью, ритмичнос­тью и повторяемостью его жиз­ни, т.е. четким соблюдением ре­жима. Задача родителей в период адаптации - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы:  «Я по тебе соскучилась», «Мне хорошо С то­бой», обнимать как можно чаще.

      Дошкольный возраст - важ­нейший стартовый период жиз­ни. Именно в первые годы жиз­ни дети учатся тому, что будут использовать в течение все даль­нейшей жизни. И если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Дата последнего обновления страницы 17.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»