Физическое развитие и здоровье воспитанников

 

 

Физическое развитие и здоровье воспитанников

 

Физическое развитие и здоровье воспитанников

В ДОУ работу по физическому развитию воспитанников осуществляет воспитатель по физической культуре, которая тесно взаимодействует с воспитателями дошкольных групп.

В детском саду созданы оптимальные условия для физического развития и здоровья воспитанников: материально – техническая база (игровое, учебное и медицинское оборудование), система педагогических и медицинских форм работы с детьми, осуществляется сотрудничество с учреждениями города.

Большое внимание в детском саду уделяется организации работы по физической культуре, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребёнка. Работа основывается на изучении индивидуальных особенностей и состоянии здоровья каж­дого воспитанника. Создаются благоприятные условия для полноценного психофизического развития детей (физической активности, через овладение общеразвивающими упражнениями, основными движениями, народными играми, элементами различных видов спорта и др.). Полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе которых формируются гигиенические навыки. Создаются благоприятные возможности для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития (умственным, социально-нравственным, художественно-эстетическим и др.)

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста проводиться 3 раза в неделю: младший и средний дошкольный возраст в физкультурном зале, старший – 2 раза в неделю в физкультурном зале (из них 1 раз в спорткомплексе «Дружба») и 1 раз на улице. С детьми раннего возраста работа по физическому развитию проводится 2 раза в неделю в групповом помещении.

 

образовательная деятельность ДОУ осуществляется на основе:

 Примерных основных общеобразовательных программ:

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2010.

• «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др., СПб., 2011.

Методик и технологий:

• Пензулаева Л.Н. «Физкультурные занятия с детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет». М., 1988.

• Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей.- М., 1987 г.

• Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М., 1974.

 Программ дополнительного образования:

• «Здоровячок»(5-7 лет), воспитатель по физической культуре Кучмий Н.Н., 2010.

Регионального компонента:

• Картушина М.Ю. Серия «Зеленый огонек здоровья. Быть здоровыми хотим. Архангельск, 2003 г.

При проведении непосредственно образовательной деятельности «Физическое развитие» активно используются разные способы организации двигательные активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В НОД включено изучение способов безопасной жизни деятельности, а также стимулируется творческое самовыражение детей с использованием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования и инвентаря. 

ДОУ способствует становлению у детей здорового образа жизни (даются представления о физической культуре, валеологии, взаимосвязи здоровья и ги­гиены,правилах безопасного поведения).

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитием физических качеств, созданием условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия воспитанников;
  • оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Данные задачи решаются в процессе организационных форм детской активности и самостоятельной деятельности детей. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный двигательный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, гимнастика после сна,  развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственно образовательная деятельность «Физическое развитие» и т.д.).

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В детском саду имеется физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием и инвентарем: гимнастические скамейки, кубы, шведская стена, набор мягких модулей, батут, массажные мячи, гимнастические коврики, гантели, эспандеры и др. Нестандартное оборудование: различные виды дорожек, ориентиры на шнуре, «Полоса препятствий», массажеры для ног и цели для метания и др., что позволяет эффективно осуществлять развитие основных движений, физических качеств воспитанников.

В групповых помещениях оборудованы физкультурные центры с набором стандартного и нестандартного оборудования для организации самостоятельной двигательной активности детей в соответствии с возрастными особенностями детей и различными видами движений: крупногабаритные пособия: лесенка-стремянка, кубы, спортивные комплексы; мелкие пособия: массажные мячи, обручи, мячи разных размеров, маты, мягкие валики, кольцеброссы и др. В физкультурных центрах имеются карточки – схемы для выполнения упражнений, картотеки подвижных игр и различного вида гимнастик. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Результатом работы педагогов детского сада в направлении физического развития детей является высокая мотивированность детей и их родителей на постоянные занятия физической культурой. Дети старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю посещают спортивный комплекс «Дружба».

Эффективная реализация закаливающих и оздоровительных мероприятий позволяют получать положительные результаты в оздоровлении детей, что подтверждается результатами мониторинга здоровья воспитанников. К  физкультурно-оздоровительной  работе  в  ДОУ привлечены специалисты: воспитатель по физической культуре,  старшая медсестра  и  старший  воспитатель,  тесно организовано  сотрудничество с  семьей.

В коридорах ДОУ созданы и постоянно обновлялись познавательные стенды «С физкультурой дружить – здоровым быть!», «Безопасность дорожного движения»,информационные стенды для родителей с наглядной агитацией в форме консультаций, рекомендаций, памяток по оздоровлению, закаливанию, развитию физических качеств (быстроты, выносливости, силы и др.), приобщения к здоровому образу жизни.

В течение учебного года воспитатели групп и старшая медсестра проводят закаливающие мероприятия: соблюдение температурного режима, воздушный режим – сквозное, одностороннее проветривание, закаливание воздухом – утренняя гимнастика, приём детей на улице (старший дошкольный возраст), занятия физкультурой, оздоровительный бег, босохождение, хождение по дорожкам здоровья, точечный массаж по Уманской, закаливание – умывание прохладной водой, полоскание горла отварами трав, обливание рук до локтей, закаливание горла мороженой клюквой, закладывание оксолиновой мази, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия. В группах раннего возраста используется игровая утренняя гимнастика, дорожки здоровья. Кроме того, в работу с детьми включены познавательные практические беседы: «Уроки безопасности» (обучение ПДД, правилам безопасного поведения, здорового образа жизни), беседы с детьми валеологической направленности. В группах так же имеются наглядные и игровые пособия для расширения представлений ребёнка о здоровом образе жизни, занятии спортом.

 

Дополнительное образование

Дети старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю посещают занятияпо правилам дорожного движения» в МОУ ДОД «Дом детского творчества», руководителем является Шалапугина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования.

В ДОУ организован кружок «Озорной мяч»с цельюразвития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры и игровые упражнения с мячом.

Задачи:

1. Обучать детей различным видам, способам движений с мячом, с различными видами мячей.

2.  Развивать у детей физические качества  - ловкость, быстроту, координацию, глазомер, силу, выносливость.

3. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: целеустремленность, выдержку, смелость, силу воли.

4. Повышать интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с разными видами мячей.

Занятия проводятся в традиционной форме 1 раз в неделю, с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими интерес к играм с мячом, продолжительность занятия 25 минут. В структуру занятий обязательно включаются упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика.

Время проведения: четверг – 16. 50-17.15

Руководитель кружка: Кучмий Н.Н.., воспитатель по физической культуре.

Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока. Но более высокая работоспособность и стремление к овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, пособий. Важное  место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию  глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

В  играх  с  мячом  развиваются физические  качества  ребенка:  быстрота,  прыгучесть,  сила.  У детей  дошкольного  возраста  еще  слабо  развита   способность   к   точным движениям, поэтому любые действия с мячом  оказывают  положительное  влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с  мячом  благоприятно  влияют  на  физическое  развитие  и  работоспособность ребенка. При ловле и бросании  мяча  ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию  центральной нервной  системы  и  всего  организма. 

 В  играх  с  мячом  коллективного  характера  создаются  благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт  детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения,  воспитывают  выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои  силы  и  убедиться  в успешности действий.

Планируемые результаты. В конце учебного года у детей должны сформироваться следующие интегративные качества: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, умеющий управлять своим поведением. Также должны быть сформированы физические качества: быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость.

Форма подведения  результатов: мониторинг.

Работа по физическому развитию и оздоровлению детей осуществляется в тесной взаимосвязи с учреждениями социума:

- Городская Детская поликлиника: осмотры, профилактические мероприятия, лекторий для родителей.

- ГУАО «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии»: совместные праздники, развлечения.

- МОУ ДОД «ДДТ»: занятия по ПДД, конкурсы, фестивали по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

- МОУ ДОД «ДЮСШ»: проведение физкультурных занятий, участие в городских соревнованиях.

 

В результате систематической и целенаправленной работы  по физическому развитию в ДОУ созданы условия для приобщения участников образовательных отношений к здоровому образу жизни, формируется осознанная потребность в физическом и психическом здоровье.

 

работа с педагогами:

1. Индивидуальные беседы; консультации;

2. Выставки методической литературы и наглядно-дидактического материала по ЗОЖ;

3. Теоретические, практические консультации и семинары;

4. Открытые просмотры мероприятий;

5. Спортивные мероприятия (соревнования между ДОУ города, лыжные прогулки и др.); 

6. Пешие туристические походы за пределы города (лето, осень, зима);

7. Посещение мест активного отдыха горожан (туристические базы «Мечка», «Малые Корелы»).

 

 

Взаимодействие с родителями

 

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации для родителей (индивидуальные, групповые, подгрупповые).

3. Выступления на родительских собраниях.

4. Индивидуальные беседы.

5. Совместные развлечения и праздники в ДОУ.

6. Открытый показ непосредственно образовательной деятельности с детьми для родителей.

7. Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки, буклеты, информационные листы).

8. Оказание помощи родителям по созданию предметно-физкультурной среды в семье.

9. Совместные походы за пределы города.

10. Выпуск странички газеты ДОУ «Колокольчик» с рубрикой «Советы родителям».

11. Выпуск стенгазет «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!».

12. Привлечение родителей к участию в конкурсах, фотовыставках, проектах, создании страничек «Мы со спортом дружим», изготовлению нестандартных пособий по физическому развитию.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»